Аннотация. В истории религий мира помимо крупных религиозных деноминаций и небольших этноспецифических культов и практик существует ряд движений, сочетающих локальные и этнические черты с глобальными тенденциями и моделями. Некоторые из них объединяют в такие категории как традиционалистские религии, движения социальной адаптации, архаические социальные движения, культовое обновление или возрождение. Речь идет о творческом переосмыслении наследия прошлого, его преобразовании и дополнении, «переформатировании», воображении, включении в широкий современный мировоззренческий контекст. Подчас они играют роль катализаторов других движений и тенденций. Они оттеняют, дополняют магистральные линии исторического развития других религий, иногда контрастируют с ними. Как правило, они связаны с формированием этнокультурных идентичностей, размежеванием или наоборот, укреплением связей – реальных и воображаемых. В настоящей статье впервые в отечественной этнографии анализируются модели и стратегии формирования и трансформаций «новых старых» религий Востока, и прежде всего Южной Азии, уже ставших здесь заметным явлением в социальной, политической и культурной жизни, в частности, таких как батхуизм, санамахизм, доньи-поло и другие.
Ключевые слова: Южная Азия, племенные религии, новые религии, традиционализм, современность.