Обо мне

Светлана Игоревна Рыжакова

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, член Индийского антропологического общества (Indian Anthropological Society), член Европейской ассоциации социальных антропологов (European Association for Social Anthropology).  

Научные интересы – этнография исполнительского искусства, традиционные культура и общества в современном мире, этнический национализм, мифология, ритуал. Семиотика культуры. Полевая этнография. Южноазиатские исследования. Балтийские исследования.

Биография на сайте Института этнологии и антропологии РАН.

Образование

1989-1994 гг. – Московский государственный университет культуры, Кафедра Истории и музееведения, заведующий кафедрой – Леонид Васильевич Беловинский.

1994-1997 гг. – аспирантура Института этнологии  и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук.

Кандидатская диссертация – «Язык орнамента в латышской культуре» (1997 г, научный руководитель – академик РАН, д.ф.н. В.Н. Топоров). Публикация: монография «Язык орнамента в латышской культуре». М.: Индрик, 2002. 26 п.л., илл.

Докторская диссертация – «Этнокультурные представления об основах латышской идентичности: исторический контекст, взаимосвязи, современные аспекты (середина XIX – начало XXI вв.» (2011 г., научный консультант – член-корр. РАН, д.и.н. С.А. Арутюнов). Публикации: монографии «Historica Lettica: национальная история и этническая идентичность. О конструировании и культурном реферировании прошлого латышей». М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2010.  644 с.; «Cultura Lettica: латышская национальная культура и этническая идентичность». М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2017.  26 п.л.

Полевая этнографическая работа

1994-2010 г. – этнографические экспедиции на территории Латвии и Литвы (как индивидуальные, так и совместные с Институтом литературы, фольклора и искусства (Рига), Институтом истории (Рига)).  Личный архив полевых дневников исследований, фототека (более 10 тыс. фото), аудио-визуальный архив (более 100 часов аудио и видеозаписей). Значительная часть архива передана в Фольклорный архив Института литературы, фольклора и искусства Латвийского университета (г. Рига; http://lfk.lv).

С 1998 г. – экспедиционные выезды и работа в разных штатах Индии (Западная Бенгалия, Ассам, Манипур, Нагаленд, Раджастхан, Гуджарат, Карнатака, Керала и другие). Собран личный архив полевых дневников исследований, обширная фототека, аудио-визуальный архив, а также коллекция этнографических предметов. Предметы из личной коллекции переданы в качестве дара в Музей ИАЭ РАН.

Преподавательская деятельность

С 1996 г. – Российский государственный гуманитарный университет, Центр изучения религий, Центр социальной антропологии, Институт восточных культур и античности. Отдельные курсы и лекции по культурной антропологии и этнологии в МГПУ (1996-1998 гг.), ВШЭ (2013-2914 гг.), Европейском университете Санкт-Петербурга (2003-2006 гг.).   

Приглашенный лектор в Латвийском университете, Вильнюсском университете, Азиатском обществе Индии (Калькутта), Антропологической службе Индии, Делийском университете, Институте искусства им. Индиры Ганди (Нью-Дели), Калькуттском университете, Институте Мавлана Азад (Калькутта), Университете Джамия Милия Исламия (Нью-Дели) и других.

 

Индийский антропологический киноклуб

С 2013 г. Светлана Рыжакова ведет постоянный Индийский антропологический киноклуб при Посольстве Индии в РФ. 

 

 

 Художественная деятельность

С 1994 г. Светлана Рыжакова занимается индийским классическим танцем стиля катхак, преимущественно обучалась у танцоров и преподавателей семьи Гангани: Раджендры Гангани, Правина Гангани, Хариша Гангани. Исследовала и исполняла народные танцы Индии. В 2011 г. обучалась танцам легонг и топенг на Бали.   

С 1998 г. – приглашенный лектор и преподаватель школ-студий «Лила» и «Бхарата» в Риге (Латвия). За годы существования студии были организованы лекционные и семинарские занятия, ведутся классы, а также прошло более 50 концертных программ индийского классического и народного танца и музыки.

 

Основные публикации

Монографии и брошюры

  1. Dievturība. Латышское неоязычество и истоки национализма. М., 1999. (“Исследования по прикладной и неотложной этнологии” Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук, № 121).
  2. Ромува. Этническая религиозность в Литве. М., 2000 (Исследования по прикладной и неотложной этнологии Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук, № 136).
  3. Ливы – опыт возрождения одного народа. («Исследования по прикладной и неотложной этнологии»). М., 2001. 2.5 а.л. См. рецензию: Топоров В.Н. Новое исследование о ливах // Балто-славянские исследования. ХУ. М., Индрик, 2002. С.627-630.
  4. Язык орнамента в латышской культуре. М., Индрик, 2002.
  5. Индийский танец – искусство преображения. Москва, Издательство РГГУ, 2004.
  6. Этнокультурные представления об основах латышской идентичности: исторический контекст, взаимосвязи, современные аспекты (середина XIX – начало XXI вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.07 – этнография, этнология, антропология. М., ИЭА РАН, 2011. 5 а.л. 
  7. Культурная антропология. В соавторстве с Арутюновым С.А. Москва, Весь мир, 2004. http://iea-ras.ru/index.php?go=Files&in=view&id=58
  8. Латышский язык: исторические преобразования и социо-культурные аспекты бытования. М., 2006 (Исследования по прикладной и неотложной этнологии Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук. № 192).
  9. Этнические образы и стереотипы: по результатам сравнительного исследования среди молодежи Латвии и Литвы (1999 — 2003 гг.). М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2008. В соавторстве с М.В. Завьяловой.
  10. Historica Lettica: национальная история и этническая идентичность. О конструировании и культурном реферировании прошлого латышей. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2010. 644 с. 
  11. Фуксы, коммильтоны, филистры: очерки о студенческих корпорациях Латвии. М.: НЛО, 2015. 392 с.
  12. Cultura Lettica: латышская национальная история и этническая идентичность. М.: ИЭА РАН, 2017. 412 с.  
  13. Путешествие в бесконечность. Индийские этнографические этюды. М.: Вече, 2018. 352 с.

Электронные издания: публикации фото-архивов и библиотек

  1. «Индуизм: религии, искусство, повседневность». Электронный диск в серии «Электронная библиотека». Издательство – Директмедиа. М., 2004. Вступительная статья, словарь терминов, библиография, комментарии к иллюстрациям, фотографии, концепция проекта. 
  2. “Индия. Энциклопедия-путеводитель» (в соавторстве с Н.Э. Чекуровой). Электронный диск в серии «Электронная библиотека». Издательство – Директмедиа. М., 2005.
  3. Тибет: путешествия по Высокой Азии. Электронный диск в серии «Электронная библиотека». Издательство – Астрамедиа. М., 2012. Вступительная статья, словарь тибетских терминов, библиография, комментарии к иллюстрациям, фотографии, концепция проекта.
  4. «Солнечное древо, медные корни». Латышская культура в образах и повседневности. Этнографический фотоархив. М.: Издательство AstraMedia, 2017. ISBN 978-5-905558-36-8.

Статьи

  1. Реконструкция обрядовых локусов латышских календарных праздников // Этнографическое обозрение. М., 1995. № 5. С. 49-59.
  2. Вечер колоды у латышей // Живая старина. М., 1995. № 4. С. 11-12. 
  3. “Святая Мара” в латышской народной культуре // Живая  старина. М., 1996. № 2. С. 42-46. 
  4. Латышские женские наплечные покрывала — виллайне: семиотика бытования // Живая старина. М., 1996. № 3. С. 11-13.
  5. Москва и Санкт-Петербург в становлении латышской этнографии // Этнографическое обозрение. М., 1996. № 4. С. 116-124.
  6. Латышские календарные праздники как “приходящие-уходящие гости”: анализ одной мифологемы // Календарно-праздничная культура народов Зарубежной Азии: традиции и инновации. М., 1997. С. 216-222. 
  7. “Явление священного” в латышских фольклорных текстах // Latvijas Zinātņu Akadēmijas Vēstis. А. Riga, 1997. №  51. С.  31-39.
  8. Raksts (“орнамент, узор”) в латышской народной культуре // Живая старина. 1998. № 3 (19). С. 6-9.
  9. Спит камушек без снов… (О некоторых мифологических представлениях о камнях у латышей) // Живая старина. 2000. № 3. С. 13-16. 
  10. Пряности и приправы в индийской кулинарии и традиционном мировоззрении // Традиционная пища как выражение национального самосознания. М., Наука, 2001. С. 271-281. 
  11. Русская интеллигенция в Латвийской Республике, 1920-1930-ые гг. (по материалам последних исследований) // Русская интеллигенция на родине и в зарубежье: новые документы и материалы. Сборник статей. М-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологии. Сост. Т.А.  Пархоменко. Ред. К.З. Акопян. М., 2001. С. 82-107.
  12. Cilvēka koncepcija tradicionālajā kultūrā: ķermenis un tā daļas  latviešu folklorā // Letonica. Humanitāro zinātņu žurnāls. Literatūra, folklora, māksla.  Rīga, 2000/2001. N.6/7. 92-104. lpp. (Концепция человека в традиционной культуре: тело и  его части в латышском фольклоре // Letonica. Humanitāro zinātņu žurnāls. Literatūra, folklora, māksla.  Rīga, (на латышском языке), 2001. С. 92-104.
  13. Обычные и странные части тела у латышей (к концепции человека в традиционной культуре)  // Etnolingwistyka. Etnolingwistyka. Problemy jezyka i kultury. N.13. Lublin, C. 197-214.
  14. Akmens įvaizdis latvių mitologijoje // Liaudies kultūra. 2001. N.6. P.36-48. 1 а.л., илл.
  15. «Третий пол» в индийской культуре //Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб, 2001. С.439-450.
  16. Пряный жар жизни // Восточная коллекция. М., 2001. № 2 (5). С.38-43.
  17. Магия узора // Восточная коллекция. М., 2001. № 4 (7). С. 121-126.
  18. Грамматика латышского орнамента  (К постановке проблемы синтаксического анализа изобразительных текстов) // Балто-славянские исследования. ХУ. М., Индрик, 2002. С. 530-549.
  19. “Вокруг повсюду песчаные холмы, сама Рига в воде” (Рига: город и миф) // Балто-славянские исследования. ХУ. М., Индрик, 2002. С.77-93.
  20. Балтийские этнокультурные стереотипы: образы “своего” и “чужого” // Идентичность и толерантность. М., 2002. С.305-328 (совместно с Завьяловой М.В.). 
  21. Baltijos arealas kultūrinės geografijos kontekste: tyrimo teorija ir pritaikymas // Lietuvos dvarai: praeitis, dabartis, perspektyvos. Konferencijos tezės.  Kauno dailininkų paramos fondasč Lietuvos dailininkų sajungos Kauno skyrius. Žemaitkiemio dvaras, 2002. P.5.
  22. Расколоть кокос…  // Восточная коллекция. М., 2002, № 3 (10). С.37-43.
  23. Тайный лик божества // Иностранец. 12 февраля 2002 г. № 5 (410). С.20-21.
  24. Богини счастья (Лайма,   Лакшми) у латышей и индийцев  // Восток (Oriens). М., 2002. № 2. С. 40-55.
  25. Манипури (об одном танцевальном стиле Индии) // Этнографическое обозрение. М., 2002. № 4. С.88-99.
  26. Боги, святые и духи из пробкового кустарника // Восточная коллекция. №2, 2003. С.76-85. 
  27. Антропология религиозности // История. Культура. Общество. Междисциплинарные подходы. Программы специализированных курсов и текстов лекций. В двух частях. Часть 2. История. Культурология. Под ред. Л.П. Репиной, Г.И. Зверевой. М., 2003. С. 576-603.
  28. «Латышскость» в зеркале этнокультурных стереотипов и образов // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире.  Исследовательские подходы и интерпретации. Под ред. Г.И. Зверевой. М., 2003. С. 146-188.
  29. Женские обряды, совершаемые правой, левой рукой и другими частями тела и души // Восточная коллекция. №1, 2004. С.90-99.
  30. Русские Балтии в зеркале этнических стереотипов (на материале этнолингвистического эксперимента) // Диаспора. 2004. № 4. В соавторстве с М.В. Завьяловой.
  31. Lietuvių ir rusų požiūris vienas į kitą: kai kurie etnopsicholingvistinio tyrinėjimo rezultatai (совместно с М. Завьяловой. «Взгляд литовцев и русских друг на друга: некоторые результаты этнопсихолингвистического исследования») // Liaudies kultūra. – Vilnius, № 2, 2004, p. 17-27 – на литовском языке.
  32. Некоторые особенности хлебопечения и представления о хлебе у латышей // Хлеб в народной культуре. Отв. ред. Т.А. Воронина. М., Наука, 2005. 
  33. Зороастрийцы Калькутты // Восточная коллекция. М., 2005. № 2. С. 47-51.
  34. Балтийские этнокультурные стереотипы: концепция пространства // Etnolingwistyka. Etnolingwistyka. Problemy jezyka i kultury. N.17. Lublin, C. 259-277. в соавторстве с М.В. Завьяловой. 
  35. «Хлебные мантры» и «японские чаши» у латышей. К вопросу о проблемах аутентичности и «регистрах истинности» в современной этнографии // Этнографическое обозрение. № 1. 2006. С. 109-128.
  36. «Кормящие и вкушающие при свете масляной лампы». Кудияттам -традиционный храмовый театр Кералы // Восточная коллекция. М., 2006. № 1. С. 64-72.
  37. Зороастрийцы Калькутты: заметки этнографа // Религиоведение. 2006. № 2. С. 69-77.
  38. «На старых ребрах коня…»: об интерпретации одного латышского текста в контексте традиции жанра загадки    // Балты и Великое Княжество Литовское. Историко-лингвистический взгляд. Памяти Эгидиюса Банёниса. М., 2007. С. 259-268.
  39. Священный лес Покайни в Латвии: изобретение традиции? // Живая Старина. № 1 (53). 2007. С. 32-35.
  40. Тиста-бури пуджа и песни туккха в религиозной культуре раджбанси // Антропологический форум. № 5. 2006. Санкт-Петербург, 2007. С. 278-298.
  41. Госпожа Мерцание: два путешествия в обители Тары // Восточная коллекция. 2007. № 2. С. 123-133. 
  42. Частная жизнь, профессиональная деятельность и полевая работа этнографа: к вопросу о соотношении этики и прагматики // Антропология академической жизни. Сборник статей под редакцией Г. Комаровой. М., 2008. С. 162-208.
  43. Представления о святости и священном в латышском фольклоре и народном мировоззрении // Антропологический форум. 2008. № 9. С. 203-237.
  44. Райское растение, божественный фрукт: бананы в индийских обрядах и повседневности    // Восточная коллекция. М., 2009. № 1. С. 146-151.
  45. Шайтан-ка дафтар: «изобретение дьявола». Этнографические особенности индийской железной дороги // Восточная коллекция. М., 2009. № 1. С.100-111.
  46. Потомки Гаруды: птицы-символы в индийской повседневности // Восточная коллекция. М., 2009. № 1. с. 142-145. 
  47. За плотной завесой приватности // Восточная коллекция. М., 2009. № 1. с.76-87.
  48. «Крестьянский домик, нанимаемый горожанином»: о некоторых метаморфозах петербургской/ленинградской дачи в XIX-XX вв. //  The Dacha Kingdom: Summer Dwellers and Dwellings in the Baltic Area. Ed.by N. Baschmakoff and M.Ristolainen. Helsinki: Aleksanteri Series. 3: 2009. P. 409-415. 
  49. Этические и прагматические проблемы полевой этнографической работы // Letonica. Humanitāro zinātņu žurnāls. N. 19. 2009. 191-207.lpp. 
  50. «Эгле — королева ужей»: о способах интерпретации одного сказочного сюжета в литовской культуре // Миф в фольклорных традициях и культуре новейшего времени. Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2009. С. 49-70. 
  51. «Сделано в Латвии»:  к вопросу об этнокультурных особенностях национальных брендов // Этнографическое обозрение. № 3. 2009.  С. 159-184.
  52. «Золотом резать слово»: о стилевых, национальных и цеховых особенностях искусства дискуссии и рецензирования // Антропологический форум. № 10. 2009. С. 113-122. 
  53. Латышский Праздник Песни и Танца: о национальных особенностях одной культурной традиции // Европейская интеграция и культурное многообразие. М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2009. с. 55-105.
  54. Латышская национальная история: о культурных механизмах в конструировании и реферировании прошлого // Антропологический форум. № 11. 2010.
  55. Священные леса: создание или преобразование традиции? (латышский и литовский случаи) // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». М., 2010, № 2, январь. С.277-302.
  56. «И многие души пробудились». О роли гернгутерского движения в латышской  этнической истории и культуре // Антропологический форум. № 12. Online. 2010. С. 1-42.
  57. Уничтожающие ужас смерти // Восточная коллекция. 2010. № 1 (40). С. 77-86.
  58. Кхаджурахо: впечатления // Восточная коллекция. 2010. № 3 (42). С.4-8.
  59. На поле Куру // Восточная коллекция. 2010. № 4 (43). С.74-83.  
  60. Кавказские народы в Балтии: между культурной интеграцией и сохранением самобытности (на примере Латвии) // Международная научная конференция «Археология, Этнология, Фольклористика Кавказа». Сборник кратких содержаний докладов. Тбилиси, 25-27 июня 2009 года. Тбилиси: Фонд Кавказа. C. 530-532.
  61. «Латвийският стил» в изкуството и културата на всекидневието (Към постановката на проблема) // Български фолклор. Балканите и Балтика в обединена Европа: история, религии, култури. Кн.3-4. 2009. София, Българска Академия на науките, 2010. С. 84-91 (на болгарском языке). 
  62. “Latvian Style”: on some Motifs and Themes in Latvian National Imagination // Balkan and Baltic states in United Europe. Histories, Religions, and Cultures. Ed. by E. Anastasova, M. Koiva. Sofia-Tartu, 2010. P. 124-130.
  63. Представления об аглонских чудесах в рассказах жителей Аглоны // Letonica. Humanitāro zinātņu žurnāls. N. 20. 2010. 137–153.lpp.
  64. Homo letticus: Locality and Ethnicity as two dimensions of Latvian identity  // Darbai ir dienos. 54. 2010. Kaunas: Vytauto Didžiojo universitetas. P.121-126.
  65. Латышская национальная история: о культурных механизмах в конструировании и реферировании прошлого // Антропологический форум. № 11. 2010. С. 216-274. 
  66. Аглонские чудеса // Антропологический форум. № 13. Online. C.125-146.
  67. The Baltics as an Intersection of Civilizational Identities. 8th Conference on Baltic Studies in Europe. Балтия как перекресток цивилизационных идентичностей. Восьмая конференция Балтийских исследований в Европе. 11-14 июня 2009 г., Каунас (Литва) // Антропологический форум. № 13. Online. C. 306-311.
  68. Восток и Запад: гендерные темы в этнографических исследованиях // Женский мир в научном дискурсе: исследовательские стратегии. Материалы региональной научно-практической конференции (Якутск, 22 октября 2009 г.). Новосибирск: Наука, 2010. С. 83-99.
  69. Литовская этнографическая коллекция в Российском Этнографическом Музее. Рецензия на книгу: Старая Литва. Выставка в Национальном музее Литвы 17.09.2009-30.11.2009. Научный редактор О.М. Фишман. Санкт-Петербург – Вильнюс: Российский Этнографический музей, Национальный музей Литвы, 2009. 308 с., илл. // Этнографическое обозрение. 2011. № C.180-183.
  70. Каноны национальных культур: опыты Голландии, Дании и Латвии 2000-х гг. // Этнографическое обозрение. 2011. № 3.
  71. Тиста-бури пуджа и песни туккха в религиозной культуре раджбанси // Шабдапракаша. Зографский сборник 1. Под ред. Я.В. Василькова и С.В. Пахомова. СПб, МАЭ РАН, Институт восточных рукописей РАН, 2011. С. 250-266.
  72. Problèmes éthiques et pragmatiques du travail de terrain en ethnographie // Panorama de l’anthropologie russe contemporaine. Sous la direction de Boris Petric et Elena Filippova. Paris, éditions de l’Harmattan, 2011. P.83-96.  (на французском языке). 
  73. Non-Parsi Zoroastrians, Non-Indian Hindus. Western Adepts of Eastern Riligions: perspective compared // Rethinking religion in India III. European representations and Indian responses. 11-14 October 2011. Pardubice, Czech republic. P.60. 
  74. Движение тела и души на Кладбищенском празднике латышей // Балты и славяне: пересечения духовных культур. Материалы Международной научной конференции, посвященной В.Н. Топорову. Вильнюс, Институт литовского языка, 14-16 сентября 2011. С. 49-51. 
  75. «Akristapachya – «пища, произрастающая сама по себе». К вопросу о практиках и категориях anna и phala в индийском пищевом коде» // IX Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Петрозаводск, 4-8 июля 2011. Редколлегия: Тишков В.А. и др. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. С. 245. 
  76. «Кузнец, горшечник и дирижёр: к вопросу о взаимосвязях традиционного ремесла и профессионального искусства в современной латышской культуре» // IX Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Петрозаводск, 4-8 июля 2011. Редколлегия: Тишков В.А. и др. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. С. 357. 
  77. «Есть на севере гора, и зовут ее – Ишпа…»: племя тото Северной Бенгалии: заметки этнографа // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН. М., Институт этнологии и антропологии, 2011. С. 246-265. 
  78. Танцующие в Ассаме // Восточная коллекция. 2012. № 1 (48). С.57-71.
  79. “Шаг за шагом»: этикетные обычаи и обряды индуистской свадьбы // Этикет народов Востока: нормативная традиция, ритуал, обычаи. Под ред. Л.С. Васильева, ред.-сост. Н.И. Фомина.  М.: Восточная литература, 2011. С. 430-443. 
  80. Проблема взаимосвязи интеллектуальности и элитарности в современной России // Интеллектуальная элита в контексте русской истории XIX-XX вв. Под редакцией Т.А. Пархоменко. М.: Росспэн, 2012. С.78-100. 
  81. Прогулки по старому британскому кладбищу в Калькутте // Восточная коллекция. 2012. № 2 (49). С.63-76.
  82. Не забывай о Радхе! // Восточная коллекция. 2012. № 3 (50). С. 75-89. 
  83. “Non-Indian Hindus”: Western adepts of Eastern Religions: Perspectives compared // Ориентализм/ оксидентализм: языки культур и языки их описания. Российский институт культурологи. Редактор-составитель Е.С. Штейнер. М.: Совпадение, 2012. С. 399. 
  84. Антропология vs социология (о наследии прошлого, здравом смысле и злобе дня) // Антропологический форум. № 16. 2012. С. 99-109. 
  85. Восточные элегии Будапешта // Восточная коллекция. № 4 (51). С. 30-34.  
  86. Contact cultural areas in Ethnology: Methods and Reasons to Study // International Seminar «Trans-Border Communities and Cultures in Asia: Issues and Perspectives. Organized by Anthropological Survey of India, Kolkata, and Indira Gandhi Rashriya Manav Sangrahalaya, Bhopal. Kolkata, 23-25 February 2013. P. 25. 
  87. Кладбищенский праздник (Kapu svētki) у латышей: история, обычаи, контекст бытования  // Антропологический форум. 18. 2013. C.188-212. 
  88. A Nachni and her Rasik: One Dancing Community of West Bengal // Anthropology in Contemporary India: Prospects and Challenges”. 44th Annual Conference of The Indian Anthropological Society and Golden Jubilee National Seminar of Ravishankar Shukla University, Raipur. 17-19 January 2014. P. 29. 
  89. A Nachni and her Rasik: Ethnographic material for a cultural anthropological study // Indian Society for Theatre Research. X Annual International Conference in association with International Federation for Theatre Research. Hosted by Department of Culture and Media Studies, Central University of Rajasthan. 8-11 January 2014.  Book of Abstracts. P. 94. 
  90. Anthropology and Folklore in the Study of Worship and Performance in India // Mapping Disciplinary History: Centers, Boderlands and Shared Spaces in Folkloristic Thought. Riga, Latvia, October 20-24, 2014. P. 38.
  91. Небесная драгоценность в пыли земной истории // Восточная коллекция. 2014. №3 (58). С. 80-94.
  92. Велта Эрнестовна Сталтмане (9 сентября 1926-16 апреля 2010). В соавторстве с Е.Л. Назаровой // Балто-славянские исследования. XIX. Сборник научных трудов. М.-СПб: Нестор-История, 2014. С. 559-565.
  93. Восток и ориентализм. К истории идей и практик // Сайт Anthropological Research Centre.
  94. Британское кладбище в Калькутте // Сайт Anthropological Research Centre.
  95. Полевые сезоны в Северной Бенгалии (Uttar Bangla), 2002-2013: этнографические заметки об обрядах и верованиях раджбанси // Историческая этнография: Сборник научных статей. Выпуск 5. Р.Ф. Итсу – 85 лет. Под ред.И.И. Верняева, А.Г. Новожилова. СПб: СПбГУ, 2014. С. 152-157.
  96. Боги, люди, звери из сияющего металла: традиция дхокра в Индии // Металлы Евразии. 2014 г. 2014 г. # C.64-66.
  97. Буто: археология тела, откровения души. Размышления над книгой: Buto. Idejas autore un redaktore Simona Orinska. Rīga, Mansards, 2015. 
  98. Addressing modernity in Yakshagana today // Indian Society for Theatre Research. XI Annual International Conference in association with International Federation for Theatre Research. Hosted by Lokkala Academy, Mumbai University. 14-16 January 2015.  Book of Abstracts. 87.
  99. Восток и ориентализации Запада: из истории идей и практик // Destinations. # 10. 2015. С. 51-55.
  100. «Песни якшей» и игры людей: якшагана Карнатаки // Восточная коллекция. 2015. № 1 (60). С. 76-88.
  101. Рецензия на: Карачкова Е.Ю. Диалоги с прошлым. Этноистория раджпутского княжества. М.: Издательство “Совпадение”, 2013. 246 с., илл. // Этнографическое обозрение. № 4. 2014. С. 186-190. 
  102. Reminiscences, Thoughts and Impressions… // Gorky Sadan 40. 1974-2014. Commemorative Volume. Russian Centre of Science and Culture. Kolkata, April 2014. P.25. 
  103. Танцовщицы и покровители: меланхолические заметки c бенгальской периферии // Восточная коллекция. 2015. N.2 (61). C.10-19.
  104. Деревянные чудеса Виджаянатха Шеноя // Восточная коллекция. 2015. N.3 (62). C. 52-65.
  105. Театральное путешествие во сне и наяву // Восточная коллекция. 2015. N.4 (63). 
  106. Одержимость, служение, лицедейство: о границах религиозного и художественного в исполнительском искусстве (на материале традиций Bhoota-kolam (Daiva nyama) и Teyyam Южной Канады и Северной Кералы, Индия) // XI Конгресс антропологов и этнологов России. Сборник материалов. Отв.ред. В.А. Тишков. Екатеринбург: ИЭА РАН, ИИиА УрО РАН, 2015. С. 362.
  107. Утопии, реальность и культурное наследие в этнографии XXI века (в соавторстве с Н. А. Власкиной, Д.С.Ермолиным, А.А.Новиком, И. А. Седаковой) // Антропологический форум. С. 251-273. 
  108. Dancing identity and ethnic boundaries: regional and sub-regional dichotomy in West Bengal // Indian National Confederation and Academy of Anthropologists. Indian Anthropology Congress 2016. February 21-23, 2016. Focal Theme: Emerging Frontiers of Anthropology. Organized by Department of Anthropology, Assam University: Silchar, Diphu Campus. Ed.by  Dr. Kh. Narendra Singh. Guwahati, 2016. P.110-111.
  109. Dancers – musicians – audience interaction in classical Kathak performance: Cultural meaning, social function and historical shifts // XII International Conference of Indian Society for Theatre Research (In association with International Federation for Theatre Research). Organized by Directorate of Art and Culture, Government of Goa. Interactivity and Performance Practice: Local and Global Paradigms. Goa, 28-30 January, 2016. P.71-72.
  110. Dancers – musicians – audience interaction in traditional Kathak performance: Cultural meaning, social function, historical shifts // Nartanam. A Quarterly Journal of Indian Dance. Vol. XVI, N.2. April-June 2016. Hyderabad: Sahrdaya Arts Trust. P. 99-115.
  111. Хаста-мудра, хаста винийога. Жесты рук и их использование в индийском танце: проблема происхождения и проблема порождения смыслов // III Международная научно-практическая конференция «Лаборатория актера и режиссера: современные подходы к изучению евразийской пластической культуры XX – XXI столетий». 21 – 25 сентября 2016 г. Программа.  М., Высшая школа сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина), Лаборатория изучения евразийской театральной пластической культуры Pantomir. 2016. С. 8.
  112. «Песни якшей» и игры людей: социальные и культурные особенности традиции якшагана Карнатаки (Южная Индия) // Этнографическое обозрение. 2016. № 6. С. 136-155.
  113. Майя // Православная энциклопедия. Том М., 2016. С. 326-328.
  114. Пища для музыкантов: гастрономические пристрастия и кулинарная мифология у дхрупадия Калькутты // «Вкус Востока: история, культура и религия в гастрономических традициях стран Азии и Африки». Межвузовская научная конференция (Москва, 16-17 марта 2017 г.). Тезисы докладов. ISBN 978-5-9228-1614-4. М: Издательство «МГИМО-университет», 2017. С. 44-45. 
  115. Фиранги: иностранцы, ставшие индийцами. Жизнь как этнографический эксперимент // Экспериментальная антропология: тезисы докладов на секции «Экспериментальная антропология» XII Конгресса антропологов и этнологов России (3–6 июля 2017 г., Ижевск) / отв. ред. Р.Н. Игнатьев, М.А. Никитин; XII Конгресс антропологов и этнологов России (3–6 июля 2017 г., Ижевск). М.: Издательство Герника, 2017. 36 с. ISBN 978-5-91600-015- C. 30-31. 
  116. Фиранги: иностранцы, ставшие индийцами. Жизнь как этнографический эксперимент // XII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Ижевск, 3–6 июля 2017 г. / Отв. ред.: А.Е. Загребин, М.Ю. Мартынова. – Москва; Ижевск: ИЭА РАН, УИИЯЛ УрО РАН, 2017. – 512 с. C. 224-225. 
  117. Animism vs Hinduism Today: Exploring Religious Culture of North Bengal and Assam // Association for Asian Studies, Annual Conference. March 16-19, 2017. Toronto. The Annual Conference Program. Ann Arbor: AAS, 2017. P.40.
  118. Индия в Балтии: индуистские обряды и практики в Латвии и Литве сегодня // Балканы и Балтика в объединенной Европе: история, религия, культура. III. 9–11 октября 2017 г. Институт истории Литвы, Вильнюс, Литва. Lietuvos istorijos institutas, 2017. ISBN 978-609-8183-28-3. С. 34. 
  119. A Folkloristic and Anthropological Approach To the Study of Ritual and Performance in India: Cases of Daiva-Nyama (Bhoota-kolam) and Yakshagana // Letonica. N.36. P.84-98. 
  120. «Народный театр» Индии: проблемы классификации и этнографическая реальность // Театр и театральность в народной культуре: Сборник научных статей памяти Ларисы Павловны Солнцевой (1924–2016) / Сост. и отв. ред. Н.Ю. Данченкова. М.: Государственный институт искусствознания, 2017. С. 186-203. 
  121. О некоторых особенностях кукольных театров Индии // Театр и театральность в народной культуре: Сборник научных статей памяти Ларисы Павловны Солнцевой (1924–2016) / Сост. и отв. ред. Н.Ю. Данченкова. М.: Государственный институт искусствознания, 2017. С. 204-213.
  122. Одержимость, служение, лицедейство: о границах культового и художественного в традициях колам (дайва-нема) Южной Каннады и калияттам (тейям) Северной Кералы (Индия) // Антропологический форум. 2017. № 34. С. 213–246.
  123. Sevā за tālīm: домашнее услужение учеников в контексте музыкально-танцевальных традиций Индии // Слуга и хозяин. Междисциплинарная проект-группа «Под небом Южной Азии». ИВАН РАН. 11-12 октября 2017 г. Тезисы докладов. С. 11. 
  124. Possession, devotion, performance: borders and interconnections of personal self-possession, worship and artistic experience. Bhoota-kolam (Daiva-nema) in South Kannada (Karnataka), Teyyam of North Malabar (Kerala), India // Deities, Spirits and Demons in Vernacular Beliefs and Rituals in Asia. November 8-10, 2017. Abstracts. Tartu, Tartu University, 2017. P.59.
  125. Индийская праздничная пища Макара санкранти: общие черты и региональные варианты // Праздничная и обрядовая пища народов мира. Отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2017. С. 169-184. 
  126. Мантра // Православная энциклопедия. Том С. 374-376.
  127. Мудра // Православная энциклопедия. Том С. 259-260.
  128. Protest, Violence, Performance: Russian Protest Art today. Patterns and modes // Protest to Perform or Perform to Protest: Performances of the World. A book of Abstracts. XIV International Conference of Indian Society for Theater Research. Mahatma Gandhi International Hindi University, Wardha, Maharashtra. Ed.in chief Pawade Satish, ed. Kumar Ashish.  15-17 January, 2018. p. 34-36. 
  129. “Tribal dances” in India: a concept, a category and an ethnographic reality // Tribal Situation in India:  Contemporary Issues and Concerns. National Seminar. 47th Annual Conference of The Indian Anthropological Society.  Amarkantak, Indira Gandhi National Tribal University, January 29-31, 2018. P. 120.  
  130. Anna Pavlova, Classical Russian Ballet and Indian Classical Dance: connections and mutual influences (Анна Павлова, русский балет и развитие индийского классического танца: взаимосвязи и взаимовлияние) // India and Russia, Cross-Cultural Synergies. International Conference. Department of Slavonic and Finno-Ugrian Studies, University of Delhi. Delhi, 22-23 February, 2018. P.31. 
  131. Рецензия на: Десятая ежегодная международная конференция Индийского общества театральных исследований. “Indian Society for Theatre Research. X Annual International Conference in association with International Federation for Theatre Research. Hosted by Department of Culture and Media Studies, Central University of Rajasthan. 8-11 January 2014”.  // https://www.academia.edu/29175680/ISTR_conf2014.doc; http://dancewriter.ru/dw/wp-content/uploads/2016/10/ryzhakova2014indiakonf.pdf. 
  132. Тартуские беседы о богах и демонах Востока: заметки и размышления с конференции // Антропологический форум. 2018. № 36. С. 221–232. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/036/ryzhakova.pdf
  133. Рыжакова С. Фиранги: иностранцы, ставшие индийцами. Жизнь как этнографический эксперимент // Вестник антропологии, 2018. № 1 (41). C. 48-59. 
  134. Аюрведа, индийская традиционная медицина: наука о долгой жизни // Медицинская антропология и биоэтика. 2017,  № 2 (14). См.:  http://www.medanthro.ru/?page_id=3117
  135. Шайтан-ка-дафтар: предприятие дьявола. Индийские железные дороги: историко-этнографические заметки // Anthropological Research Center. 4 августа 2018 г. https://antropya.com/articles/main/125.
  136. Animism vs. Hinduism today: theoretical turn and ethnographic practice. Case study of possession and performance in India // International Scientific Conference  Socio-Political and Religious Ideas and Movements in the 20th – 21st Centuries. Riga, 4 – 5 October 2018.  Riga: The Institute of Philosophy and Sociology, the University of Latvia, 2018. P.32. 
  137. Rock-music and Ethnic Identity in Indian North-East: an anthropological research // National Seminar On Contemporary Anthropology and North East India. Forty-eighth Annual Conference The Indian Anthropological Society. Organised by: Department of Anthropology, Cotton University, Guwahati , In association with The Indian Anthropological Society, Kolkata. Cotton University 1st to 3rd November 2018. Guwahati: Cotton University, 2018. P. 95-96.
  138. Destination of Assam: an anthropological approach and fieldwork practice // Anthropology in contemporary Assam: history and perspective. Guwahati: Cotton University, 2018. P. 60-62. 
  139. Аюрведа, индийская традиционная медицина: наука о долгой жизни // Медицинская антропология и биоэтика. 2017,  № 2 (14). См.:  http://www.medanthro.ru/?page_id=3117
  140. Шайтан-ка-дафтар: предприятие дьявола. Индийские железные дороги: историко-этнографические заметки // Anthropological Research Center. 4 августа 2018 г. https://antropya.com/articles/main/125/
  141. Сатрия: танцующие монахи Ассама и их последовательницы. О преобразовании ритуального представления бхакатов в еще один классический танцевальный стиль Индии // Mitrasampradānam. Сборник научных статей к 75-летию Ярослава Владимировича Василькова. СПб.: МАЭ РАН , C.570-590.
  142. Ryzhakova S. Bhairav and Kālī-mā: Belief Narratives among dancers and musicians of Rajasthan, India // International Conference on Belief Narrative in Folklore Studies: Narrating the supernatural. Organized jointly by Anundoram Borooah Institute of Language, Art and Culture (ABILAC), Assam; Belief Narrative Network of International Society for Folk Narrative Research (ISFNR). 6th – 8th February 2019. Venue Indian Institute of Enterpreneurship, Lalmati, Guwahati, Assam. Guwahati: Printworth, Kamakhya Gate, 2019. P.64-65.
  143. Ryzhakova S. Sacred on stage: dissent, controversy and need. Clashes of ritual, enactment and performance in India // Discourses of Dissent: Exploring the Paradigms. XV International Conference of Indian Society for Theatre Research, Organized by School of Media & Communication, Manipal University Jaipur, 7-9 February 2019. Conference Coordinator Ravi Book of Abstracts. Jaipur, 2019. P. 34.
  144. Ryzhakova S. “India” in Baltic cultural space: dimensions, perceptions, domestication // Yearbook of Balkan and Baltic Studies. Ed.by E. Anastasova, M. Koiva, Z. Saknis. Vilnius-Tartu-Sofia: ELM Scholary Press, 2019. Vol.2. p. 171-187. https://doi.org/10.7592/YBBS.12.1.
  145. Индийские артистические сообщества и практики транса: локальные традиции Гуджарата, Ассама и Кералы // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. № 2 (95), апрель-июнь 2019 г. С. 170-181. DOI: 10.22204/2587-8956-2019-095-02-170-181.
  146. Этнография исполнительского искусства: общение и связи в мире музыки, танца, театра и игры. Секция № 30 на XIII Всероссийском Конгрессе этнологов и антропологов, Казань, 2-6 июля 2019 г. [редакция и подготовка к публикации тезисов статей] // XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. С. 239-245.
  147. Исполнители и заказчики: система взаимоотношений в традиции дайва-арадхана Тулунаду (Южная Индия) // XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. С. 243.
  148. Bhairav and Kālī-mā: Belief Narratives among dancers and musicians of Rajasthan, India // International Conference on Belief Narrative in Folklore Studies: Narrating the supernatural. Organized jointly by Anundoram Borooah Institute of Language, Art and Culture (ABILAC), Assam; Belief Narrative Network of International Society for Folk Narrative Research (ISFNR). 6th – 8th February 2019. Venue Indian Institute of Enterpreneurship, Lalmati, Guwahati, Assam. Guwahati: Printworth, Kamakhya Gate, 2019. P.64-65.
  149. Sacred on stage: dissent, controversy and need. Clashes of ritual, enactment and performance in India // Discourses of Dissent: Exploring the Paradigms. XV International Conference of Indian Society for Theatre Research, Organized by School of Media & Communication, Manipal University Jaipur, 7-9 February 2019. Conference Coordinator Ravi Book of Abstracts. Jaipur, 2019. P. 34.
  150. “India” in Baltic cultural space: dimensions, perceptions, domestication // Yearbook of Balkan and Baltic Studies. Ed.by E. Anastasova, M. Koiva, Z. Saknis. Vilnius-Tartu-Sofia: ELM Scholary Press, 2019. Vol.2. p. 171-187. https://doi.org/10.7592/YBBS.12.
  151. Индийские артистические сообщества и практики транса: локальные традиции Гуджарата, Ассама и Кералы // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. № 2 (95), апрель-июнь 2019 г. С. 170-181. DOI: 10.22204/2587-8956-2019-095-02-170-181.
  152. Этнография исполнительского искусства: общение и связи в мире музыки, танца, театра и игры. Секция № 30 на XIII Всероссийском Конгрессе этнологов и антропологов, Казань, 2-6 июля 2019 г. [редакция и подготовка к публикации тезисов статей]  // XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. С. 239-245.
  153. Исполнители и заказчики: система взаимоотношений в традиции дайва-арадхана Тулунаду (Южная Индия) // XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. С. 243.
  154. Ryzhakova S. Artistic communities of Churu district (North Rajasthan): social identity, divine images, folklore // 49th Annual Conference of the Indian Anthropological Society & National Seminar on Contribution of Anthropology and Allied Disciplines in Tribal Research in India. 14-16 October, 2019. P. 31.
  155. Камни, лечащие судьбу: об индийских представлениях и практиках // Медицинская антропология и биоэтика. № 1 (17). 2019. http://www.medanthro.ru/?page_id=4089
  156. Бхаваи (BhavāĪ) Гуджарата: культурный контекст и социальные функции традиционного театра Индии // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 3. С. 93–105.
  157. Хаста, мудра, винийога. Жесты рук в индийской культуре: проблемы происхождения и порождения смыслов // Шаги/Steps. Т.5. № 4. 2019. С. 216-238.
  158. Religion for musicians: traditions, hybridism and changes among hereditary dhrupadiya, khayaliya and Kathak dancers of Hindustani music in India или Hinduism and Hindustani musicians: moving beyond and apart. Religious patterns and approaches among hereditary artists of North India // Religion – Continuations and Disruptions. 17th Annual Conference of the European Association for the Study of Religions (EASR). Tartu, 25-29 June, University of Tartu, 2019. P. 130.
  159. Welcomed and unwanted: uncertainty in spirit-possession practice. Cases of Manasa worship in North Bengal and Assam, India // Religion – Continuations and Disruptions. 17th Annual Conference of the European Association for the Study of Religions (EASR). Tartu, 25-29 June, University of Tartu, 2019.
  160. Транс, вдохновение, одержимость: пространства пересечения. [Вступительная статья и редактура статей специального номера журнала] // Studia religiosa rossica. Москва: Центр изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, 2019. № 3.
  161. Опьяненные любовью: традиция разыгрывания ритуальной драмы Модон Кам среди раджбанси Северной Бенгалии // Studia religiosa rossica. Москва: Центр изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, 2019. № 3.
  162. Испытаниесочувствием // Studia religiosa rossica. Москва: Центр изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, 2019. № 3.
  163. Idea of animism and practice of spirit-possession: some reflections based on the ethnographic study of lai-haraoba (in Manipur) and daiva-aradhane (in Tulunadu), India // Religiski-Filosofiski Raksti. N.28. 2020.
  164. Шабаримала: девственный бог Айяппа, гендерное равенство и споры вокруг религиозной свободы в современной Индии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1. 2020.