В статье анализируется феномен религиозного и художественного освоения контролируемого транса, на материале традиций колам (дайва-нема) Южной Каннады и калияттам (тейям) Северной Кералы в Индии. Представленный этнографический материал, собранный автором в 2014-2015 гг. выявляет различные аспекты практик одержимости, художественно оформленных и общественно санкционированных. Исследуются социальный и региональный контексты почитания местных богов, их «биографии», социальная и культовая идентичность перформеров, сценарий обрядового действа (колам, калияттам). Автор приходит к заключению, что перед нами – один из «тотальных институтов» (подобных куле или потлачу), чья задача – поддерживать единство коллективной памяти в сложном кастовом сегрегированном обществе, разрешать коммуникативные и психологические проблемы, способствовать преодолению конфликтов, устанавливать благоприятные связи.
Ключевые слова
Одержимость, контролируемый транс, культовый театр, южно-индийская религиозная культура, социальное устройство Южной Каннады и Северного Малабара.