Одним из самых моих ярких индийских знакомств в 2015 году стала встреча с театральным режиссером из Мумбаи Сунилом Шанбагом. Помимо множества интереснейших, одновременно традиционных и новаторских театральных постановок, он занимается созданием антропологического кино. Два фильма, снятые его студией “Chrysalis Films” он любезно предоставил мне с разрешением показать в рамках Индийского антропологического киноклуба. Оба фильма посвящены культуре современной Кералы, хотя и исследуют совершенно разные области жизни людей. Так родилось название нашего киновечера – название, в духе Льюиса Кэрролла: о золоте и черепахах.
«Аамакаар: черепашьи люди». Фильм Сурабхи Шармы. 2002 г. “Chrysalis Films”, 76 минут. (Приз Ramsar/MedWet award, EcoCinema Awards Ceremony, 2004, Greece).
Кто-то называет их аамакаар – черепашьи люди. Ныне они объединены в Тхирам самракшан самити – группу защиты прибрежной полосы Колавипалам, находящейся около рыбацкой деревушке на севере Кералы. Именно на этот берег регулярно выходят черепахи (Olive Ridley turtles), чтобы отложить в песке яйца. Однако промышленные разработки и вмешательство человека нарушает хрупкий экологический баланс, что несет опасность полного исчезновения этого вида черепах. «Черепашьи люди» предпринимают большие усилия, чтобы сохранить и черепах, и себя в сложных условиях современного мира.
«Суварнам: истинный цвет». Фильм А.В. Нараянана. 2007 г. “Chrysalis Films”, 38 минут.
Рождение, смерть, обряды перехода… золото оказывалось необходимым в каждый важный момент жизни человека в Керале. Золотых дел мастера всегда имели особый статус среди других ремесленников. Изготовление золотых украшений тесно связано с мифологией, поэзией, этическими и эстетическими воззрениями. Однако на наших глазах общество Кералы меняется – меняется и все, что касается использования золота.
Фильм «Суварнам» обращается к теме золота как своего рода фильтру, сквозь который можно по-особому увидеть традицию, социальные преобразования, новые тенденции в современном обществе.