Место и климат
Штат – 21 августа 1972 г., вырезан из Ассама, как и другие, в результате большой деятельности многих народов Северо-Востока. Столица – Шиллонг – была столицей Ассама. 5 районов: Джайтия хиллс, Восточные Кхаси хилс, Западные, Восточные Гаро, Западные Гаро хиллс.
Северные области – более равнинные и рис, центральные – холмистые, картофель и огородничество, южные – особо холмистые и лесистые, орхидеи, арековая пальма, бетель.
Мегха: влажность. В основном – 205 см. в году, а в Черрапунджи и Маусинграм – 1143 см.
Климат тропический муссонный. Богатейшая флора Индии – ботаник сэр Хукер. 14 тиов бамбука. Есть священные леса. Есть леса рододендронов, орхидей, дикое коричное дерево.
Люди
Народы: кхаси, джайнтия (пнар, или синтенг) и гаро.
Кхаси происходят откуда-то с северо-востока. То ли – от аустрических или австроазиатских языков и народов (мон-кхмер), то – восприняли когда-то их язык, где-то на территории Бирмы.
Территориальные подразделения кхаси: кхинриам (центральные области), вар (на юге), бхои (на севере) и лингнам (на западе, промежуточные с гаро).
Существенно, что кхаси-горцы; обитающие на равнинах бхои (на севере) несколько отличаются, и особенно отличаются пнары, которых тоже в литературе иногда называют кхаси, но они сами себя никогда не называли кхаси, зато они единственные среди местных подверглись индуизации, и получили также этноним джайнтия. Они нанимали брахманов-жрецов, восприняли индуистские культы, и государственность тоже создавалась, но все так и не создалась крупная.
Живут также микиры, лалунг, вайпхе, куки, непали, бенгальцы и разные мигранты – эти в Шиллонге.
Кхаси отличаются по языку (единственный мон-кхемерский язык в Индии), по системам родства (один из немногих матрилинейных и матрилокальных народов Индии), так же как и нага, мизо и некоторые другие восприняли христианство, и могли бы составить «христианский пояс», но все же – не совсем, так как до сих пор есть и сопротивление христианству, и примерно 35% кхаси придерживаются местных традиционных верований и практик. Да и соседи гаро – отчасти христиане, отчасти практикуют свою религию, и соседи – джайнтия или пнары восприняли индуизм, сочетают его со своими традициями.
Едят коров! Более того – мясные лавки Шиллонга прямо на дорогах.
Кхаси – не очень эндогамное общество. Хотя замечен большой шовинизм среди них. Кхаси – человек особого происхождения, системы родства, и подчиняющийся нормам клана и семьи. Кто такой кхаси: человек, рожденный от матери-кхаси – кхаси. И также были люди, поселяющиеся среди кхаси и воспринимающие их образ жизни. Так что этнические границы оказывались довольно пористые, но они существовали. Phareng – foreign? — чужаки. (т.е. своего слова «чужаки» нет?)
Зато важно – какой семье, клану ты принадлежишь. Свои традиционные похороны – кремация, кости собирают и захоранивают в осуариях под камнями. Стелы: памятные (Mawnam, Kynmaw) и похоронные (Mawniam) – мужские вертикальные, женские горизонтальные.
Свои мифы, легенды, литература; своя религия кхаси ниам. Lyngdoh — жрец. Почитают богов и богинь кланов, и устраивают празднования в честь семьи, сообщества и богов – и это тесно сплетено. Нанкрем – ярчайший пример.
Легенда о происхождении: верховное божество на небесах. В книгах называют – Бог, он то есть. U Blei. Но это неточно, т.к. известно выражение: U Blei – Ka Blei – Ki Blei: он (благой, правильный, чистый, священный) – она – они.
Создал 16 семей, они жили на небесах. На земле была гора U Lum Sohpetbneng – Пуп небес. (примерно в 20 км от Шиллонга к северу, по дороге к Гувахати). Здесь был золотой шнур (как мост) связывавший небо и землю, и все могли свободно передвигаться. Но в результате какого-то злого действия, ее перерезали. 7 семей в то время были на земле, у них были поострены там 7 родовых домов. Где-то на этой горе. От них пошли 7 земных семей, или домов – «Семь нижних», Ki Hynniew Trep Ha Tbian, ведущих счет по материнскому родству. 9 остались на небе – «Девять верхних» — Ki Khundai Hajrong.
Следующая стадия ухудшения: на горе рядом с Сохпетбненг – другая гора, на которой стало расти дерево, и ветви его застили весь свет.
Следующее происшествие, отделившее людей от небес: Ka Krem Lamet Ka Krem Latang. Устроен праздник, Нонкрем. Все целый день радовались и плясали. А перед закатом увидели, как Солнце и Луна, сестра и брат, тоже плясали. И кто-то сказал – стыдно им. Но это было не так, это было нормально. Но Солнце оскорбилось и убежало в пещеру с дубовыми ветвями – которая находилась в 12 годах пути. Поиски и упрашивания.
Падение человека, он не знает законов природы и т.п. Кто пойдет к богу просить о нем? Никто не хотел. Вызвался петух. Поговорил, упросил о помощи человеку. Но нужно было и приносить жертву, так что петуха и принесли в жертву, и установился обычай разбивания яйца для большинства обрядов, особенно очищения и т.п. Т.е. петухи страдают за грехи людей.
Особенности культуры общества кхаси:
Старые традиции демократии и отсутствие каст, внутренней иерархии. (Натараджан, 1977) демократия у кхаси подобна швейцарским кантонам.
Собственность на землю: частная и общинная. (сейчас — чужаки не имеют права, только потомки племен).
Деревенские советы внизу, и сием, его дарбар – наверху, он властвует над «хима» — так сказать, царство. Но власть очень децентрализована, и в период вне войны сиему практически нечего делать. Но сиемства (хима) часто воевали.
Сием и лингдо – царь и жрец – выделены, имеют божественное происхождение (или особую связь с божественным миром), хотя вообще-то все кхаси имеют его.
— нет попрошаек, это стыдно; трудятся все
— этикетность и церемонность (дети вежливые очень; «разрешите пожалуйста здесь мимо вас прыгнуть»).
— мораль и нравственность. Категории блей (добро, божественное) и тлен (зло, демоническое)
— очень семейственные, чтут обычаи своего клана и дома. Tipkur – tipkha, поговорка, следует знать-почитать-следовать обычаям кур – материнского клана, и кха – отцовской линии родства. Материнский род – главнее. Кха – «рождение» (уточнить!), си – «древняя мать». То есть – рожденные от одной матери. Long jaid ha ka kynthei — «от женщины происходит клан».
Матрилокальность тоже, важный институт. Линг (ling) – домохозяйство, семья. Бабушка (ka lawbei Tynrai – младшая мать, т.к. старшая – лавбей тинрай – это предок, прародительница) – мать – дочь и т.д. Там живут и мужчины, но они отличаются – те, кто принадлежит данному куру (кости этих будут лежать тут), или нет (их отдадут назад, в дом своего кура). Велика роль дяди по матери, U Suidnia, но и U Thawlang – муж бабушки.
Передача наследственного, родового дома происходит только от матери к дочери.
причем – к младшей дочери в семье, которую называют ka khadduh (продолжательница, держательница семьи), и Nongriling – хозяйка дома, не покидающая его. Дом это для кхаси святыня, здесь во дворе находятся каменные стелы U Mawhah с оссуариями всех членов семьи (чтобы души тех обрели покой и не бродили; причем когда умирает мужчина, то после кремации его кости передают в дом его клана для погребения), здесь проводят сборы, ежегодные встречи, обряды – как Нонкрем, с танцами. Старшие дочери и сыновья называются Nongmih – «уходящие», они выходят замуж или женятся и или уходят в дома своих супругов, или образуют неолокальные хозяйства.
Браки – по любви. Муж приходит жить в дом тещи, или пара устраивает новый дом.
Мужчина: что зарабатывает до женитьбы – принадлежит его матери и ее семье. Это называется Kamai lling kur – «заработок в дом своего клана». После брака – все принадлежит его жене и их детям. Если детей нет, то после его смерти его кости и его заработанное возвращаются в дом матери.
История
Конец 18 в.- начало 19 в. – война с британцами. 1833 Холмы кхаси аннексированы. Создан британский лагерь в Черре. Колониальная администрация признала власть 25 крохотных сиемов, 1 выборных вахадар, 5 сирдаров и 4 лингдо.
1863 г. столица перенесена в Шиллонг (первоначально – Евдо Yewduh).
С 1820 – христианская миссия, баптисты и уэльские пресвитериане. Боролись со всем native, языческим. Не все, преподобный Томас Джонс пытался их понять. Но другие – уничтожали традицию танцев и костюмы, против традиционных похорон – кремации. Вводили христианские школы, занимались социальными проблемами. Но на своих службах разные христианские деноминации много выступали против своих конкурентов, других христиан.
1899 – движение Seng Khasi, лидер Бабу Джибон Рой. Развивал кхасийскость, которая состояла бы из своей религии, культуры, активно развивал предпринимательство, печатный станок завез, плантации кофе и развод козлов, огородничество. Соревнования лучников. Активно – танцевальные собрания, танец стал символом . Но – и просветительство, знакомство кхаси с культурой Индии, он написал на кхаси о Рамаяне, биографию Чайтаньи, перевел Хитопадеша. В дружбе с Брахмо самадж и Рамакришна миссион, но – был против христиан.
Христиане тоже захотели возрождаться. Как-то использовать кхасийскость. Католики – больше и лучше, пресвитериане это делали хуже.
1947-1948 гг. сиемства вошли в Индийскую республику. В штат Ассам. Наплыв мигрантов, и вообще опасение – потери своей власти. 6 раздел Конституции – местные автономии, выборный совет, для защиты своих прав. Но возник конфликт межпоколенченский, между старой и новой элитой.
1960 г. и далее – All Party Hill Leaders Conference. 1969 – реорганизация Ассама. 1972 г. – штат Мегхалайя. В ходе этой борьбы против ассамцев и прочих чужаков смягчили противоречия кхаси христиане-нехристиане.
Нонкрем стал патриотическим институтом. Все в нем стали участвовать, и христиане, хотя это в честь богов кланов.
Музыка, пение, танец. «Кхаси орут и пляшут, когда рады, и поют, когда в горе». Мелодии и ритмы как священные, связанные с божествами (и покровителями кланов предками). Их использование – табуировалось, маркировалось, это высоко символическая вещь.
Хоры при христианстве. Рок-музыка разных направлений. Фьюжн.
Jyngwrai lawbei – мелодия вместо имени.