Аннотация. В статье представлен анализ истории, культурного контекста и социальных функций одного из традиционных театров Индии – бхаваи, распространенного в ряде районов западно-индийского штата Гуджарат. Он представляется немногочисленными труппами наследственных актеров, музыкантов и танцоров сообщества таргала, чей социальный статус в кастовой иерархии характеризуется некоторой двойственностью: хотя артисты связывают свое происхождение с брахманом Асаита Тхакаром, жившим в XIV в., носят священный шнур и соблюдают ряд обычаев, характерных для брахманов, очевидно также и их небрахманское, и даже весьма «низкое» социальное происхождение. Театр бхаваи был одним из важнейших культурных институтов в северных районах Гуджарата и в части Саураштры, выполнял несколько функций: развлекательную, обрядовую, дидактическую, социо-интегрирующую, был формой выражения социальной критики. В ряде мест он и поныне играет существенную роль в жизни деревень, хотя его популярность и распространенность ныне значительно сузились. На материале полевых этнографических исследований автора 2015, 2016 и 2018 гг. выявляются характер, цели и задачи театра бхаваи, социально-культурный профиль его носителей, его место в культуре и истории Гуджарата.
Ключевые слова. Индия, Гуджарат, бхаваи, народный театр, касты, исполнительское искусство